История компьютерных развлечений знает мало примеров, когда игровой сериал развивался и существовал на протяжении более чем полутора десятков лет. Мирно скончалась помпезная Wizardy, отбыла в мир иной великая Ultima (лишь онлайновый мир остался памятником знаменитой эпопее). И ещё совсем недавно, наблюдая за конвульсиями 3DO, мы не единожды мысленно прощались с Might & Magic. К счастью, прогнозы пессимистов не оправдались. Упав в грязную лужу, славная вселенная спокойно встал, отряхнулась и устремилась навстречу светлому будущему.
Новый компьютерный мир
Всё началось в 1983 году, когда никому не известный Джон Ван Канехем вместе со своим другом Марком Колдуэллон основали маленькую компанию New World Computering. Спустя три года ребята представили первую работу на платформе Apple II, получившую длиннющее название: Might and Magic, Book I: Srcret of the Inner Sanctum. Через несколько месяцев она появилась и на РС.
Хитрец Канехем не стал изобретать велосипед. Вместо этого он взял лучшее у двух самых знаменитых на тот момент ролевых систем: Wizardry и бессмертной Dungeons & Dragons. Первой пришлось поделится необычными классами вроде ниндзя и невиданными параметрами (например, удачей). А второй традиционными DD-профессиями и показателями персонажа. Но этим Джон не ограничился. Might and Magic удивила огромным количеством разнообразных навыков. Герои учились плавать, рисовать карты, лазать по горам, искать секретные двери и ловушки. И даже осваивать древние языки. Роль «университетов» выполняли бесчисленные гильдии.
Полученные умения здорово помогали освоится в огромном мире, где нашлось место подземельям, пещерам, городам и замкам. Поиски заветного Святилища (Inner Sanctumотнимали не одну сотню часов. Но можно было и не отвлекаться на основной квест, а просто исследовать обширные территории, решая бесчисленные головоломки и загадки. И, конечно же, не забудем о футуристических элементах вроде бластеров, космических кораблей и роботов, оставшихся от таинственных «предков». Правда, некоторым игрокам присутствие научной фантастики не понравилось. Немногочисленным конкурентам Wizardry IV: The Return Werdna и Bards Tale пришлось потесниться. Ведь Might and Magic сразу же завоевала любовь аудитории. Продолжение - Might and Magic II: Gates to Another World появилось всего через год. Почти такой же большой континент, ещё больше специальностей и навыков, два дополнительных члена команды (всего их стало восемь) и улучшенная графика только подогрели интерес к серии.
БРУСИЛОВСКИЙ ПРОРЫВ
После выхода второй части разработчики взяли паузу и снова удивили мир лишь в 1990-м. На сцену вышла Kings Bounty довольно необычная стратегия. Тогда казалось, что она не имела прямого отношения к вселенной MM и лишь отчасти позаимствовала оттуда зверинец и особенности построения игрового мира. Главный герой должен был за ограниченное время захватить четыре континента, отыскать на каждом по куску карты и добыть украденный Скипетр Порядка. Поначалу ему доставался всего один замок, где можно было нанять стартовое войско. Сражаясь с монстрами, полководец набирался опыта, находил сундуки с сокровищами (предлагалось забрать деньги или увеличить собственное мастерство), захватывал вражеские цитадели, набирал рекрутов в разбросанных по карте постройках... Знакомо, не правда ли? Спустя пять лет NWC выпустила аналогичный проект, но нарекла новоявленное чадо Heroes of Might and Magic. А в 2001-м в открытую призналась, что Kings Bounty очень тесно связана с серией MM на платформе PlayStation 2 вышла Heroes of Might and Magic: Quest for the DragonBone Staff. Та самая Kings Bounty, но с немного улучшенной графикой! Жаль, чт она РС ее издавать не решились.
Но не будем забегать вперед.
Спустя год в 1991-м вышла Might and Magic III: Isles of Terra, поразив всех роскошной MCGA-графикой и анимацией, а также необычайно сложными задачками. Авторы учли все претензии, написали отличный сценарий и фактически заново открыли для фанатов свое детище. Дпже те, кто не проникся двумя предыдущими частями, с удовольствием гуляли по Терре и участвовали в противостоянии Корака и Шелтема древних представителей могучей расы, повелевающей галактикой. Сиквела ждали с особым нетерпением. Clouds of Xeen (1992) и Dark Side of Xeen (1993) снова заставили мир ахнуть. Бесподобная картинка, великолепная мультипликация, «живой» звук, великая плоская планета Ксин, яркие персонажи, интереснейший сюжет и занятные загадки надолго приковывали нас к экранам. Даже собственный замок разрешалось прикупить (позднее эта возможность появилась в Might and Magic VIIИгру проходили многократноЮ каждый раз обнаруживая что-нибудь новенькое. А для тех, кто купил четвёртую и пятую части, NWC придумала бонус-дополнение под названием World of Xeen. В финале им предстояло объединить обе поверхности Ксина и превратить его в настоящий сфероид. Запомнился World of Xeen еще и невероятно сложным подземельем, больше напоминавшим адскую смесь лабиринта с... кроссвордом. Каждый коридор в нем это «слово», которое надо отгадать. Приходилось даже рисовать чертеж на бумаге, чтобы без проблем сопостовлять буквы по горизонтали и вертикали.
После выхода Dark Side of Xeen разработчики надолго позабыли о ролевой ветке Might and Magic.
Многие ошибочно считали, что возникший в 1995-м из ниоткуда Sword of Xeen это и есть долгожданный наследник. Но увы, то была всего лишь фанатская модификация на движке DSoX. Впрочем, небезынтересная.
Реинкарнация
Интерес к серии возродила Heroes of Might & Magic, как две капли воды похожую на Kings Bounty. Только теперь мы не искали бесхозный артефакт, а захватывали континент, погрязший в беззаконии. Каждая раса обзавелась замком, где «выращивала» уникальных существ. А вот карта осталась почти такой же, как в КВ: бездомные чудовища, постройки для найма, тут и там разбросанные волшебные предметы и сундуки… Проверенный временем рецепт сработал ещё раз. Боготворят его и поныне. После громкого успеха нельзя не задуматься о сиквелах. Heroes of Might and Magic II: The Succession Warsи Price of Loyaltyрасширили число воюющих сторон, привнесли занятную фабулу о противостоянии двух братьев «плохого» и «хорошего» - и до блеска отшлифовали полюбившуюся формулу. И только в 98-ом году наконец-то увидела свет Might and Magic VI: The Mandate of HeavenЯвление, конечно, не бесспорное. С одной стороны, в игре появилась неплохая трёхмерная графика. С другой геймплей остался прежним, разве что добавился «аркадный» режим. При желании игроки отключали паузу и спокойно расстреливали неприятеля из луков или бластеров. Словно супергерои в заправском шутере.
Но мода начинала меняться, народ жаждал разветвлённых диалогов и сложных квестов. А ему предлагали зачищать подземелья от глупых врагов и выполнять простенькие почтовые поручения. И всё-таки MM VI удалась. Ветераны вспомнили молодость с любопытством осваивая новаторскую алхимию. Да и новички тоже с радостью приобщались к классике.
Почти не изменившуюся Might and Magic VII: For Blood and Honorприняли более-менее благосклонно. Но уже без восторга, всегда сопутствовавшего новинкам Might & Magic. Да, сюжет стал более сложным, разрешили даже поработать на добрых и злых персонажей. Но в 99-ом, когда уже отгремели оба Fallout и Baldurs Gate, этого оказалось недостаточно. Устаревший движок тоже давал о себе знать.
Куда лучше восприняли Heroes of Might & Magic III: The Restoration of Erathia. Здесь и внешние красоты не подвели, да и геймплей оказался на высоте. На ура прошли симпатичные аддоны Heroes of Might & Magic III: Armageddonns Blade(1999) и Heroes of Might & Magic III: The Shadow of Death(2000).
ПО ГОСТУ
В это самое время 3DO начинает испытывать первые финансовые трудности и ставит производство компьютерных игр на поток. Больнее всего достается, конечно же, Might and Magic. Из ниоткуда появляется бездушный клон Tomb Raider под названием Crusaders of Might and Magic. Если даже не учитывать ужасный визуальный ряд, приключения угловатого рыцаря мало кому бы понравились. Вместо аппетитных форм и грации Ларисы Ивановны, которыми можно любоваться часами, туповатый экшен, ни на секунду не способный увлечь. Crusaders стал первым серьёзным провалом NWC. Довольно прохладно восприняли и Arcomage карточную забаву из Might and Magic VII, выпущенную отличным тиражом.
Несмотря на неудачи, «бездушная фабрика игр» продолжала работать. В 2000-м обреченные фанаты обнаружили на полках магазинов Might and Magic VIII: Day of the Destroyer. Отживший свой век движок, жуткий дисбаланс, ни на йоту не изменившееся действо распугали даже самых преданных поклонников. Та же участь ждала и дополнение к HOMM III Heroes Chronicles несколько мини-кампаний, посвященных приключениям бессмертного героя Тарнума. Никто не понимал, почему NWC так предана архаичным технологиям. Как выяснилось, с самого начала авторы планировали трижды задействовать движок MM VI. За что в итоге и поплатились.
2001 год не принёс ни капли облегчения. Warriors of Might and Magic получилась ещё непригляднее и примитивнее Crusaders. К счастью, ее выпустили исключительно на консолях.
Что особенно интересно, некоторые члены команды, работавшие над Warriors и Crusaders, оказались потом в знаменитой Troika Games, где трудились над Temple of Elemental Evil и Vampire: the Masquerade Bloodlines. Вскоре подоспела Legends of Might and Magic. Под благозвучным названием скрывался бездушный мультиплеерный шутер. К тому же несбалансированный и безмерно уродливый.Спасать пошатнувшуюся репутыцию компании поручили Канехему. Но талантливый дизайнер уже мало, что мог сделать. Его личное участие в разработке Heroes of Might and Magic IV (2002) не принесло желанных дивидендов. Изменившаяся игровая механика, дисбаланс, недостаток интересных нововвдений обрекли и 3DO, и NWC. Дополнения Gathering Storm и Winds of War многие вообще сравнили с серией Heroes Chronicles. Столь поспешно они появились, мало кого заинтересовав.Ну а Might and Magic IX: Writ of Fate (2002) поставила жирную точку в истории ролевого сериала. Отвратительный движок Lithtech с невероятно гадкими текстурами и слепленными из трех полигонов героями-буратинами разбил хрупкие надежды фанатов. Авторы не смогли оправдаться за допущенные в седьмой и восьмой частях ошибки.
Несколько лет спустя Канехем признается, что ему было стыдно выпускать Writ of Fate. И будь его воля, она никогда бы не покинула пределов NWC. Но 3DO мало заботило доброе имя гибнущей команды. Оглушительный провал, резкие и уничтожающие отзывы критиков, банкротство и забвение вот судьба когда-то знаменитой и успешной компании.
В моем конце мое начало
Торговую марку Might & Magic выставили на торги, которые выиграла небезызвестная Ubisoft. Бизнесмены долго ломали голову, что же они будут с ней делать. В итоге Heroes V отдали нашим с тобой соотечественникам из Nival Interactive. И те не подвели: игра получилась достойной.
Увы, о Might & Magic X пока остаётся лишь мечтать. Никаких намёков на ее разработку нет. Но дело NWC живёт и процветает.Группа энтузиастов работает над собственным сиквелом Might and Magic Tribune: Book of Ceth. Это неофициальное продолжение девятой серии увидит свет в следующем году. Здравствует и In the Wake of Gods глобальная фанатская модификация третьих «Героев». С 2001 года ее бесконечно дорабатывают и совершенствуют. Конечно, не забыты мобильные телефоны, где в 2004-м дебютировала простенькая аркада Might & Magic.
Ещё один проект и вовсе возник случайно. Все мы знаем прекрасную французкую компанию Arkane Studios. Парни взялись за продолжение отличной RPG Arx Fatalis, лицензировали движок Sourse, собрали техническую демо-версию и отнесли её в Ubisoft. Те дали совершенно неожиданный ответ: а не хотят ли автор сделать экшен с элементами RPG на базе имеющихся наработок? Вот так и родилась идея Dark Messiah of Might & Magic. Бродят слухи о таинственной Heroes of Might and Magic Online. Правда, официально ее анонсировали почему-то только для Китая. С чем связана такая фавора пока остается только гадать.
Конечно, на сегодняшний день Might and Magic это просто торговая марка. Нет старой команды, нет Канехема, другие нынче вкусы у геймеров. Но пока ее судьба в руках талантливых ребят из Arkane, за дальнейшее развитие вселенной можно не беспокоиться. «Тёмный Мессия» подарил нам не только несколько приятных часов, но и самые светлые надежды на будущее. Ждём свежих анонсов и продолжений и свято верим, что все ошибки 3DO нынешние хозяева MM изучат и учтут.